Шоу-бизнес

Самая яркая звезда: каким был путь к славе народного цыгана России Николая Сличенко?

Николай Сличенко был актером, главным режиссером и художественным руководителем московского цыганского театра «Ромэн. Прославился он и как певец, исполняя русские и цыганские романсы, эстрадные композиции. Талантливый, неповторимый, харизматичный, а при этом всегда искренний и честный: его преданность профессии вдохновляла, за что Сличенко любили не только обычные зрители, но и члены советского правительства. К 90-летию со дня рождения народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, лауреата премии Правительства РФ, лауреата премии «Легенда Века Николая Сличенко MIR24.TV вспоминает о его творческом пути и жизни.

Самая яркая звезда: каким был путь к славе народного цыгана России Николая Сличенко?
© Мир24

«Кажется, что к искусству я тянулся с детских лет: о юных годах

Николай Сличенко вышел из советской цыганской семьи со всеми ее обычаями и вековыми традициями. Он родился 27 декабря 1934 года в Белгороде. Когда началась Великая Отечественная война, ему шел седьмой год. Вскоре погиб отец, расстрелянный фашистами. Сличенко потом будет часто говорить о военном и послевоенном времени, о том, как первые жизненные впечатления послужили поддержкой в жизни, всегда напоминая о том, что в нашей стране каждый человек придет к тебе на помощь в беде.

После войны семья Сличенко переехала в Воронежскую область. Там они работали в колхозе «Красный Октябрь. В свободное время Сличенко занимался музыкой, выступал на праздниках с танцами и народными песнями. В 1951 году 16-летнего Николая приняли в цыганский театр «Ромэн. Поразительный талант цыганского мальчишки привлек к нему внимание ведущих мастеров театра, ставшего для него навсегда родной семьей и домом.

«Не помню, когда впервые услышал о цыганском театре «Ромэн. Но молва о существовании такого театра не могла не дойти до нас. Незаметно для себя стал думать о нем. Мысль о том, чтобы поступить, увидеть спектакли этого театра, побывать в нем, глубоко запала в сознание и чем дальше, тем больше тревожила. Это была мечта, о которой боялся даже думать, потому что она казалась совершенно недосягаемой и такой далекой, как теряющаяся где-то во вселенной далекая мерцающая звезда… Кажется, что к искусству я тянулся с детских лет, как тянутся к прекрасному люди всю свою жизнь. Тем более что цыгане народ музыкальный. И уж, конечно, где цыгане — там обязательно песни, танцы. Я все это видел, сам уже, как говорили, неплохо пел, плясал. Словом, не мог не впитать в себя этой любви, страсти к народной песне, к танцу.

Приехав впервые в Москву, Сличенко отправился в «Ромэн. Главный режиссер театра Петр Саратовский его принял, предложил на следующий день устроить просмотр, дав задание подготовить стихотворение и басню. Сличенко прочитал на память стихотворение, конечно, с ошибками. Приняли чтение без особого восторга, но предложили спеть и сплясать. Едва начав петь, он почувствовал какую-то особую оживленность зала и подсознательно понял: дела налаживаются! Это оживление в зале, глаза, тепло актеров придали сил и Сличенко решил, что отступать уже некуда. После экзаменов начинающего актера приняли во вспомогательный состав труппы и даже выдали первую зарплату. Так и была решена его дальнейшая судьба.

«Исполнилась моя мечта: о театре

За месяц Сличенко выучил все мужские роли в спектаклях «Ромэна. Ну а петь и плясать, по его собственному представлению, умел. Сличенко думал, что этого достаточно для большого звания — артист. Он несколько раз просил Саратовского дать ему сыграть в любой постановке театра. Однако режиссер считал, что у начинающего актера мало опыта.

Сличенко жил театром — репетировал ночами, учился у именитых актеров, днем наблюдая за ними из-за кулис. А однажды решил пойти на авантюру. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха. В этом спектакле ведущий актер Сергей Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть. Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего Лексу.

«Я не помнил себя от радости, что, наконец, исполнилась моя мечта. Роль Лексы в «Четырех женихах я потом играл долго, и, судя по отзывам, небезуспешно. Помогало мне то, что герой по пьесе молодой парень. Здесь не нужно было преодолевать возрастное несоответствие. В спектакле к тому же было много музыки, песен, танцев. И это оказалось выигрышным для меня — петь и танцевать я умел…, — писал Николай Сличенко в своей книге «Родился я в таборе.

Сличенко стали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Первой самостоятельной работой стала роль Василя в спектакле «Цыганка Аза по пьесе Старицкого. Работая над этой ролью, он впервые прошел весь «застольный период, давший очень много для понимания роли. Казалось, что они с Василем говорят на одном языке и даже без слов понимают друг друга.

Сличенко настолько ярко удалось передать характер героя, его чувства, настроение, что приняли эту работу и коллеги по театру, и зрители. Через несколько лет актер прочно вошел в основной репертуар театра, играл Дмитрия в «Грушеньке, Чанго в спектакле «Сломанный кнут, Марко — «Дочь шатров, Барбаро — «Горячая кровь, Яшку-короля в спектакле «Кабачок Макрель, Дженарино — «Сын Мадонны, Ренальдо — «Ты — герой, я — герой и многие другие роли.

«Работа в театре — это тот же институт. Правда, в отличие от института, процесс обучения здесь продолжается всю жизнь. Практически многие годы работы в театре я постоянно общался с партнерами старшего поколения, с актерами, знавшими и умевшими больше, и поэтому учиться и перенимать у них было что, — размышлял артист.

Молодой актер, хоть и играл успешно, понимал: без образования не обойтись. Сличенко много читал и посещал вечернюю школу, поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет, на курс Андрея Гончарова. В 1972 году получил диплом о высшем образовании.

«С ней неизменно связана вся жизнь: о песнях

Николая Сличенко часто спрашивали, кто же он — драматический актер, режиссер или эстрадный певец? Но такое деление он всегда называл условным. Во-первых, потому что песня была так же близка, как и театр. Во-вторых, театр есть — тоже песня, огромная и прекрасная. И, в-третьих, хорошая песня — это ведь та же роль. Ее надо сыграть, пережить, прочувствовать. Песенный герой, как и герой драматический, должен пройти через душу исполнителя, через его чувства и мысли, стать понятным ему и близким.

«Песня заняла в моей судьбе особое место. С ней неизменно связана вся жизнь. В театре, в кино, на эстраде — везде и всюду она рядом со мной, более того, она во мне. Песня — это удивительное богатство человека. Она как бы согревает нашу жизнь своим дыханием… Попробуйте только на какое-то время представить себе жизнь человека без песни! Трудно, ведь правда же? Насколько бы обеднела, оскудела, сколько потеряла бы красок, как много недобрал бы человек душевной теплоты, радости, оптимизма, — говорил актер.

Однажды Сличенко отправился на гастроли в Рязань, решив исполнить на концерте песню на стихи Есенина «Письмо матери в одноименном музее. Во время исполнения зрители в зале плакали. После гастролей Сличенко впервые всерьез задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией. Это заставило многое пересмотреть в своем творчестве. Совершенно с других позиций он начал оценивать свои выступления, и результаты не замедлили сказаться. Николая Сличенко стали приглашать на радио, телевидение, а через два года он выехал в свою первую зарубежную поездку во Францию.

В его репертуар вошли не только цыганские, но и русские песни и романсы, среди которых «Ручеек, «Гитара семиструнная, «Очи черные. Артист стал выступать на телевидении — пел на «Голубом огоньке и праздничных концертах.

«О чем мои песни? О многом. Мне хочется, чтобы люди были отзывчивы на все, что их окружает. Отзывчивы на чужие радости и печали, умели видеть прекрасное и не оставались равнодушными к злу, но больше всего я хочу, чтобы они умели любить — красиво, благородно, самоотверженно… И я стараюсь петь о такой любви, о прекрасном и высоком ее торжестве над обыденностью, над мелочами жизни. Мне хочется, чтобы люди не растрачивали на пустое свои душевные силы, чтобы их сердца стремились к тому, что составляет действительную ценность жизни, в которой есть много прекрасного, — делился Николай Сличенко в книге «Родился я в таборе.

В 1970-х артист часто давал концерты в СССР, Польше и Чехословакии. Он был любимым исполнителем Леонида Брежнева. Сличенко даже как-то пришлось отменить запланированные гастроли, чтобы выступить на концерте, который планировал посетить политик.

Артист удачно снимался в кино. Его первой ролью стал цыган в картине 1958 года «Олеко Дундич Леонида Лукова. Блистательно он снялся и в работах «Трудное счастье, «В дождь и в солнце. Всенародная известность пришла после роли красного кавалериста Петри Бессарабца в фильме «Свадьба в Малиновке.

«Выразить свой замысел через актера: о режиссуре

В 1977 году Николай Сличенко стал художественным руководителем и главным режиссером театра. Еще через год в Музыкальном училище имени Гнесиных открылась студия, где артистов готовили специально в «Ромэн. Сличенко стал там преподавателем. В театре он поставил спектакли «Живой труп, «Птицам нужно небо, «Огненные кони. Созданные им работы отличались яркостью, своеобразием художественного решения, музыкальностью и национальным колоритом.

«Конечно, поначалу я не смел даже и думать о том, чтобы стать режиссером. Это мне казалось совершенно непостижимым делом. Было просто почтение, трепет, волнение перед профессией режиссера. Но постепенно в работе, в стремлении как можно больше узнать, научиться подсознательно, все же готовил себя к тому, чтобы, может быть, через много лет (так оно и случилось в действительности) замахнуться на то, что когда-то казалось недостижимым, и всерьез посвятить себя изучению и практическому освоению этой трудной профессии. Сначала была ассистентура, потом отдельные режиссерские работы и самостоятельные постановки, — вспоминал Николай Сличенко.

За «большие заслуги в развитии советского театрального искусства в 1981 году Сличенко удостоили звания народного артиста СССР. Актер стал первым и единственным цыганом, который этого добился. Всего он получил их более 20, среди них премия Правительства Российской Федерации за спектакль «Мы — цыгане, орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством IV степени.

Достойно пройдя все стадии гражданского и творческого роста — от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя театра — он стал выдающейся личностью нашей современности. А его режиссерские работы подняли театр «Ромэн на новую ступень.

«Одна из задач, которая стоит перед режиссером, — умение максимально полно выразить свой замысел через актера. Вот почему так важно создавать не только труппу, а коллектив единомышленников. Только единомышленники могут понять друг друга. Ведь поиск, творческое беспокойство, которые определяют работу режиссера, должны быть обоюдными для актера и режиссера. Если актер глух к тому, что ты ему предлагаешь, твоему замыслу не суждено будет реализоваться. А поэтому надо разбудить актера, если он дремлет, увлечь его, повести за собой, сделать его соучастником твоего замысла, чтобы его также волновало то, что волнует тебя. Иначе между твоим замыслом и его воплощением останется непреодолимая пропасть, а, следовательно, усилия всего коллектива будут напрасны… Увлечь — это, значит, самому быть одержимым, держать руку на пульсе времени. Ведь зритель сегодня уже не тот, что вчера, а завтра будет другим по отношению к сегодняшнему дню, — размышлял Сличенко в книге «Родился я в таборе.

Мэтра не стало 2 июля 2021 года, он скончался в Москве в возрасте 86 лет. Посвятив служению театру семьдесят лет жизни, Николай Сличенко останется в сердцах учеников и последователей, в сердцах миллионов людей, чью жизнь изменило знакомство с творчеством, соприкосновение с невероятной созидательной энергией и талантом.

«…Жизнь есть жизнь. Она разная. В ней бывает все — плохое и хорошее. Важно, с каких позиций ты на нее смотришь: с желанием сделать лучше или только посмаковать недостатки, постараться исправить порок или вовсе его не заметить, — говорил Николай Сличенко.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Рэпер Noize MC выступил в футболке «Азова» в Валенсии

SHAMAN рассказал о своих крестьянских корнях

«Страна накажет»: новое дело пожизненно осужденного актера «Глухаря» Канахина*

Подруга Ефремова рассказала о его серьезных проблемах со здоровьем в тюрьме

В Москве открыли мемориальную доску народному артисту СССР Николаю Сличенко

Собчак оценила шансы на прощение за помощь Курску и Белгороду

Поплавская объяснила, почему Москва должна засыпать под звуки сирен

Артисты продолжают петь даже под звуки сигнала тревоги

Ресторатор Беркович заявила, что Ефремов страдает от заболевания легких

«Хороший психиатр им нужен»: Борис Галкин ответил на русофобские заявления Лазаревой* и правнучки Чкалова

Белгородка объяснила, почему люди не уезжают из города

Певец Юрий Лоза объяснил, почему Гребенщиков* и Макаревич спонсируют ВСУ

Ваш комментарий

forty nine + = 54

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее