Белгородский эксперт оценила риски введения в школах оценки за поведение
Члены Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) обсудили необходимость вернуть в школах оценки за поведение. Журналисты Бел.Ру пообщались с экспертом и выяснили, насколько эта идея удачная.СюжетЭксклюзив
Идею вернуть оценки за поведение в школах поддержал министр просвещения Сергей Кравцов, сообщает РБК. При этом он отметил, что нужно понимать критерии оценки, кто её будет выставлять и какие будут последствия.
Как отметила руководитель рабочей группы СПЧ по вопросам образования Екатерина Сморода, оценка за поведение — это не только элемент воспитания, но и «способ регулирования и стимулирования конструктивных форм поведения учащихся, саморазвития и самовоспитания».
Журналисты Бел.Ру пообщались с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики НИУ «БелГУ» Светланой Тарасовой и выяснили, насколько эта идея удачная. Эксперт отметила, что поведение школьника в общеобразовательной организации — это важное условие уровня и качества погружения ребёнка в многообразные виды деятельности в стенах школы, следствие его успешности или неуспешности в каком-либо виде деятельности в ходе учебной или внеучебной ситуации взаимодействия и уровень воспитанности и в целом культуры личности.
Хотя сама обучалась в советской школе, в которой поведение оценивалось по пятибалльной системе, имела пятёрку за поведение, к инициативе появления оценок за поведение в школах отношусь скорее отрицательно, нежели положительно.
Светлана Тарасова
При этом специалист отметила, что плюсы данной инициативы заключаются в том, что поведение школьника обязательно должно быть объектом педагогического управления. Но есть и риски.
«Перспективы» школьника при оценивании поведения следующие:
- оказаться в группе «двоечников» и не выбраться из неё;
- освоить «двойные стандарты»: в школе веду себя хорошо, вне школы — плохо; ожидаемое и настоящее поведение;
- поведение ради оценки и т. п.
Рассказала специалист и о возможных критериях оценивания поведения. Среди них:
- Соблюдение правил поведения обучающегося в многообразных ситуациях взаимодействия в стенах общеобразовательной организации; периодически учитель тем или иным образом в начале, ходе взаимодействия напоминает о правилах поведения.
- Отсутствие враждебности между учителем и обучающимися по поводу поведения возможно, когда в основу взаимодействия положена мотивированная деятельность, понимание, уважение, признание чувства достоинства обеих сторон, учёт индивидуальных потребностей школьника.
- Осведомлённость учителя о поведении обучающихся. Учитель ни в коем случае не должен пускать ход ситуации взаимодействия на самотёк, снижать значимость результатов деятельности, игнорировать поведение обучающихся.
- Профилактические действия учителя при необходимости. Профилактика как предупреждение негативного поведения школьника предполагает организацию учителем обучающего игрового взаимодействия, в котором школьник учился бы моделировать возможные варианты развития ситуации; подбирать и анализировать возможные варианты поведения и их следствия для субъектов ситуации; осознанно делать социально, личностно значимый выбор модели позитивного поведения.
- Отсутствие проступков означает принятие школьником правил поведения, уважение к субъектам ситуации взаимодействия, умение осознанно делать социально, личностно значимый выбор модели позитивного поведения.
- Подкрепление позитивного поведения предполагает наличие в общеобразовательной организации системы поощрения, одобрения, подкрепления, зафиксированной в правилах поведения.
Считаю, что за поведение оценки ставить нельзя. Школьник или выполняет правило, или не выполняет. Соблюдает дисциплину или не соблюдает и т. д. Нет промежуточных состояний: полувыполнил, недовыполнил и т. п. Позитивное поведение ребёнка — это не самоцель, а одно из условий для высокого уровня его вовлечённости в содержание деятельности в классе, вне класса. И в то же время поведение — есть результат уровня вовлечённости ребёнка в деятельность.
Светлана Тарасова
Что касается мер, которые необходимо принимать педагогам для корректировки поведения школьника помимо выставления оценок, специалист отметила, что в школе должны действовать правила поведения — своеобразные требования, которые обязательны к исполнению всеми обучающимися в многообразных ситуациях взаимодействия в стенах общеобразовательной организации:
- согласованные — принятые в результате обсуждения на всех уровнях общешкольного коллектива;
- чёткие — имеющие однозначную формулировку, доступные для понимания, содержащие в себе способ выполнения требования;
- зафиксированные доступным образом посредством разных источников (сайт, газета, социальные сети и т. п.);
- доведённые до сведения и разъяснённые обучающимся.
Также в школе должна действовать система поощрения, одобрения, подкрепления позитивного поведения.
Все виды деятельности, в которые погружается школьник, должны быть мотивированными (ребёнок должен иметь понимание, для чего, с какой целью, какова практическая ценность), личностно значимыми, соответствовать возрасту, потребностям, интересам ребёнка, носить развивающий характер. А ещё в школе должны действовать атмосфера дружелюбия, уважения, искренности, позитивного настроения, радостной перспективы, сотворчества.
Светлана Тарасова
Источник: bel.ru