Общество

Белгородец — о строительстве Байкало-Амурской магистрали

Белгородец — о строительстве Байкало-Амурской магистрали

Всей семьёй – на стройку

Среди героев-первопроходцев — более трёхсот жителей нашей области. В минувший понедельник белгородская делегация из 15 человек отправилась в Москву и приняла участие в торжествах, приуроченных к юбилею, которые проходили в Государственном Кремлёвском дворце.

Напомню, в июле 1974 года по призыву комсомола молодёжь из разных уголков огромной страны Союза Советских Социалистических Республик отправилась в тайгу, где не ступала нога человека, чтобы построить дорогу к океану, новые города и посёлки. И им удалось в сложнейших условиях вечной мерзлоты создать одну из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, протяжённостью 4200 километров, пересекающую 11 крупных рек и большое количество горных хребтов.

У каждого из строителей БАМа – интересная, насыщенная событиями биография. Все герои наших публикаций, не побоявшись трудностей, приняли участие в грандиознейшем проекте прошлого века. Владимир Куракин – один из них. Он родился в 1938 году, перед Великой Отечественной войной, недалеко от Андижана, на станции под названием Кара-Су, что в переводе с узбекского значит «чёрная вода». Родители были неместные, они переехали в Ферганскую долину из Сибири. Пережили войну, к счастью, отец вернулся с фронта. Владимир учился в школе, потом служил в армии в группе советских войск в Германии, уже там наилучшим образом проявил себя и был награждён грамотой ЦК ВЛКСМ за отличные успехи в боевой и политической подготовке. В 1960 году поступил в Томский инженерно-строительный институт и после его окончания по направлению работал механиком, а потом главным механиком на одном из предприятий столицы Киргизии — Фрунзе.

А в 1975 году отправился на БАМ. Такие специалисты, как он, были нужны стройке, и его заявление одобрили. К тому времени у него была большая семья – жена, трое детей. И мама-пенсионерка жила с ними. Решение принимали вместе. Супруга Зоя Степановна, строитель по профессии, одобрила такой шаг. «Пока молодые, — говорила она, — надо сделать что?то стоящее». Да и материальные трудности надо было как?то преодолевать, чтобы обепечить такую большую семью. Ведь иногда денег не было даже на проезд в автобусе.

Трудное, но золотое время

Владимир Петрович прибыл в посёлок Тындинское в феврале и получил назначение на работу главным механиком треста «БАМстроймеханизация». Вспоминает, что на улице стоял мороз под пятьдесят градусов. И ему, привыкшему к южному климату, было нелегко адаптироваться к новым условиям. Жил вместе с другими строителями в большой солдатской палатке, где размещались 20 человек. А когда в августе к нему приехала вся семья, им выделили половину вагончика, и они вшестером ютились там. Сыновьям в то время было 8, 7 лет и полтора года.

Жильё это комфортабельным не назовёшь. Зимой, несмотря на то, что печь накалялась, на потолке вагочика была изморозь. А когда весною шли дожди, он протекал. С протечками пытались бороться. Владимир Петрович, прихватив пластилин, забирался на крышу, а Зоя Степановна снизу стучала ему, чтобы обозначить, где течь.

Условия работы тоже суровые. Особенно трудно приходилось супруге. Она была мастером по отсыпке железнодорожного полотна, в зимнее время — целый день на пронизывающем ветру и морозе. Ни телогрейка, ни полушубок не спасали от холода. Чтобы хоть как?то согреться, женщина ездила с водителем в карьер за галькой, ведь в кабине грузовика было теплее. Потом Зоя Степановна работала на строительстве посёлка Кувыкта. Её вклад в возведение различных объектов БАМа был отмечен медалью «За трудовую доблесть».

А Владимир Петрович как главный механик отвечал за работу всех механизмов. И это была непростая задача. Рабочий день нередко затягивался до трёх ночи, а в шесть утра — на разнарядку. Зимой, когда столбик термометра опускался до минус 50, техника не работала, но дежурные группы поддерживали механизмы в рабочем состоянии, иначе потом не заведёшь.

Материалы для строительства железной и автодороги добывали в горах сами. Взрывали скалы, бульдозерами сгребали камни, а экскаваторы грузили всё это на КрАЗы и Магирусы. Крупные камни были основой полотна, сверху засыпали речной галькой. Работали в том числе на технике из Японии, Канады, Германии. Не дай бог поломка — ремонт и запчасти – сверхзадача. Но, несмотря на трудности, никто не роптал и не жаловался.

В Кувыкте семья, наконец, получила свой угол в бараке, и это была большая радость.

Там построили Дом культуры и школу. В фундамент будущей школы заложили памятную капсулу, на торжественную церемонию приезжал космонавт Валентин Лебедев. А когда на здании уже соорудили крышу, однажды ночью оно вспыхнуло и сгорело. Причина пожара — искра от сварных работ, попавшая на сухой деревянный щит. Пришлось в короткие сроки отстраивать новую школу. Там учились старшие сыновья Куракиных.

Владимир Петрович рассказывает, что из Тынды в посёлок добирались пять часов на гусеничном тягаче. На машине не проехать. А летом даже для этого транспорта вечная мерзлота устраивала экзамен. Вездеходы проваливались в колею, приходилось пилить деревья и подкладывать брёвна, чтобы проехать. Рассказывая о жизни на БАМе, мой собеседник делает неожиданный вывод: «Золотое было время! Жили все, как родные, помогали друг другу».

Те годы в памяти навеки

Из Кувыкты Куракины перебрались в Тынду. Владимир Петрович работал главным механиком управления механизации треста «Тындатрансстрой», потом заместителем секретаря парторганизиции треста. В 1980 году у них родился четвёртый сын, а через год Владимир Куракин возглавил промышленно-транспортный и отдел строительства горкома партии. К тому времени не только дорога строилась, многие объекты ввели в эксплуатацию. Владимир Петрович курировал центральный участок БАМа и четыре года буквально жил в командировках на трассе.

Мы рассматриваем фотографии тех лет. На них запечатлены памятные моменты из жизни БАМовцев и встречи со знаменитостями. На стройке побывали Ринат Ибрагимов, Дин Рид, другие известные люди. Есть даже фото с Гейдаром Алиевым, когда он приезжал в Тынду.

Владимир Петрович гордится, что строил 360-километровый отрезок магистрали от Кувыкты до Нюкжи и бережно хранит билет первого пассажира по этому маршруту. Он проработал на БАМе 11 лет, его труд отмечен орденом «Знак Почёта», медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». После Тынды судьба занесла его в город Белогорск Амурской области, когда его избрали первым секретарём горкома КПСС. Там он работал в разных организациях до ухода на заслуженный отдых в 1999 году. А спустя три года их семья перебралась в Белгород, где жили многие бамовцы. Купили недостроенный дом в Майском и обустроили его. Сейчас о Владимире Петровиче заботятся сыновья, которые выросли достойными людьми. Из них нет рядом только Виктора, он ушёл воевать добровольцем и погиб под Артёмовском.

Белгородец — о строительстве Байкало-Амурской магистрали

Первоисточник: https://www.belnovosti.ru/

Источник: belgorod-news.net

Похожие записи

Уважаемые жители Яковлевского округа!

Во всех городах усиливают меры безопасности

В школе под Белгородом появилась парта в честь забившего ножом женщину бойца СВО

Доброе утро, дорогие подписчики!

Вячеслав Гладков объяснил, зачем руководители идут в спецотряд «Барс-Белгород»

Белгородский губернатор Гладков: четыре человека пострадали при атаке дронов ВСУ

В Белгороде за килограмм сливочного масла придётся отдать минимум 366,10 рублей, в то время как в Старооскольском, Новооскольском и Валуйском округах этот продукт можно найти всего за 199,80 рублей

«От старой школы останутся только стены: Демидов – о капремонте школы №39 Белгорода

Средствами ПВО России уничтожены 15 украинских беспилотников над территорией РФ. Об этом сообщили в Минобороны России

В Белгородской области установят ещё 150 камер видеофиксации нарушений ПДД

Дрон-камикадзе ВСУ попал в церковь в селе Грузском в Белгородской области

Электричество восстановлено в сёлах Маломихайловка, Вознесеновка, Нежеголь, Щигоревка, Купино, Яблочково и Ржевка

Ваш комментарий

sixty six − = 58

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее